Вы сейчас просматриваете Кузница кадров

Кузница кадров

  • Автор записи:
  • Рубрика записи:Новости

В этом году Матайское эксплуатационное локомотивное депо отметить свое 90-летие. На протяжении всех этих лет предприятие было настоящей кузницей кадров. Имена выдающихся работников навсегда останутся в истории депо и не будут забыты.

История, как она есть
Матайское эксплуатационное локомотивное депо было организовано в 1934 году, и до 1963 года функционировало как паровозное. Имена основателей депо- Алпысбай Лекеров, Кумисбек Аксубаев, Мажит Мукашев, Нурахмет Бекежанов, Нуржума Актаев- ярко вписаны в истории предприятия. С первых дней были открыты ремонтные цехи: кондиционный, токарный, кузнечный, инструментальный, арматурный и цех точных приборов.
Двадцатилетие с 194опо 1960 год характеризуется как период интенсивного развития и роста. Первые руководители – Николай Леонов, Василий Киприянов, Василий Лоев внесли в его становление как и труд , так и инженерную мысль.
Маневровые работы велись на участках Лепсы, Матай, Молалы. Для вспомогательной деятельности стояли локомотивы на ст.Сары-Курак и Алажиде.
Однако война нарушила мирный ритм работы. Все квалифицированные кадры ушли на фронт, а то время как поток грузов нарастал с каждым днем. Бывало и так, что паровозники не выходили из депо сутками , работая на износ, чтобы
доставить грузы вовремя по графику. Газета « Гудок» постоянно освещала труд матайских локомотивщиков. В годы Великой Отечественной войны внесли свой вклад и женщины , водившие паровозы : Галина Савченко, Екатерина
Сафронова ,Нина Критинина , Бибиш Ажибаева . Отличились и женщины- кочегары паровозов: Тамара Завялова, Александра Грипоненко, Екатерина Зотова .
В 1942 году бригада Мухтара Каптагаева подхватила почин известного в стране машиниста Лунина производить ремонт локомотива своими силами. В результате пробег локомотива между промывочными ремонтами увеличился более чем на
две тысячи километров против нормы. Тем самым была достигнута экономия топлива до 50 тонн. Бригада Каптагаева неоднократно совершала рейсы с военными грузами к линии фронта, а обратно до Джамбула вела санитарный поезд с раненными бойцами. Машинист Каптагаев и в мирное время не уходил с передовой, он стал одним из инициаторов движения пятисотников. Его поддержали машинисты Владимир Медведь и Валентин Чернягин. Их так и называли- « Три богатыря». Деповчане очень гордятся и тем, что именно здесь, в специальном цехе, был разработан и изготовлен знаменитый на весь мир автомат, который позднее был назван по имени его создателя – автоматом Калашникова. Коллектив Матайского отделения в начале августа 1952 года обратился ко всем работникам железных дорог Казахской ССР с призывом об организации социалистического соревнования за вождение тяжеловестных поездов . ЦК КП Казахстана 5 августа 1952г. одобрил инициативу железнодорожников Матайского отделения и обязал руководителей партийных и профсоюзных организаций железных дорог республики создать паровозным бригадам необходимые условия для выполнения взятыми ими социалистических обязательств. Призыв матайцев нашел широкую поддержку у паровозников Казахстана. В 1960 году депо перешло на тепловозную тягу. Из Аягузского депо были получены первые четыре тепловоза. Матайское депо стало частью локомотивного депо Сары-Озек и работало как подменный пункт. Эти годы
ознаменовались стабильным ростом. Увеличивался кадровый потенциал. Люди оканчивали шестимесячные курсы в дортехшколах Казалинска, Караганды, Алма- Аты. Профессия машиниста становилась одной из самых престижных на железнодорожном транспорте. Первыми тепловозниками были: Наурызбек Ахметжанов, Сеит Артыков, Жумадил Базарбаев, Григорий Федоров, Александр Жилин. В Матае более двадцати трудовых династий : Лекеровых, Еспембетовых, Кенжебаевых, Атахановых, Жунусбековых, Шарипбаевых и других. В депо трудятся воины- интернационалисты, участвующие в боевых действиях в Афганистане- машинисты Серик Кенжибаев, Адильбек Байжакашев и Амангали Касенов.

На протяжении становления и развития локомотивного депо Матай эффективно работала первичная профсоюзная организация. Много лет в стенах депо работал председателем профкома Нурлан Аяпбергенов. Именно он, по крупицам собирал материал, ездил с машинистами по маршруту , писал о нелегких буднях локомотивщиков и выпустил книгу о депо Матай.
Нурлан Жетписбаевич Аяпбергенов вошёл в книгу летописи Матайского депо, как яркий представитель профсоюзной деятельности.

У штурвала- надежный капитан
Сейчас это мощное предприятие, которое справляется с колоссальными нагрузками, обеспечивает безопасность движения поездов. Эксплуатируемый участок обслуживания Сарыозек-Матай-Актогай составляет 460 км. Каждый день руководителя наполнен производственными заботами. Начальник депо Бекзат Арстамбеков, обладающий современным инженерным мышлением, знающий свое дело и разбирающийся в тенденциях развития производства. Он проникнут духом деповской работы, прошедший все стадии роста эксплуатационной работы. Бекзат убежден, что на железной дороге не место дилетантам. Здесь каждая ошибка может стоить человеческой жизни, поэтому он считает, что только преданные своему делу люди могут быть в его команде. По мнению Бекзата, заветный ключ к успеху- это прямой контакт с людьми, а чувство причастности к общему делу является для него мощным стимулом в жизни.
Начальник депо умеет брать на себя ответственность за решения задач и исполнителей. Повседневная работа требует от него не только времени и компетенции, но и умения вникать в суть явлений и отношений. Это графиковый выход локомотивов под поезда, их безопасное проследование, содержание подвижного состава и деповских устройств, снижение затрат на эксплуатацию, а также расстановка и обучение кадров, забота об их быте и отдыхе, охрана труда и прочее. Словом, это постоянная ответственность его за весь коллектив, за его успехи и промахи.
На станции Матай, на привокзальной площади возвышается легендарный паровоз – символ всех железнодорожников. Рядом с этим историческим памятником молодым машинистам вручают права управления локомотивом, а убеленные сединой старцы дают добрые пожелания всем работникам железной дороги.
Елена Колдасбаева